Госзакупки в Казахстане на портале Tenderbot
Основная часть поправок была направлена на решение следующих трех вопросов в сфере государственных закупок: оптимизация чрезмерно регламентированных процедур закупок; повышение квалификации участников закупки. Корректировки, направленные на разрешение большой доли покупок из одних рук. Стоит отметить, что в случае внесения изменений в Положение о государственных закупках их проект будет вынесен на общественное обсуждение. Проект также будет передан на рассмотрение Общественно-экспертного совета Национальной палаты предпринимателей для учета интересов предпринимателей. Таким образом, все изменения и дополнения в законодательство о государственных закупках согласовываются с НПП «Атамекен». Уже сегодня госзакупки в Казахстане доступны даже онлайн на портале госзакупок в Казахстане tenderbot.kz
В целях обеспечения оптимального и эффективного использования бюджетных средств Законом предусмотрена возможность объединения неоднородных товаров, работ и услуг в один лот. В частности, при составлении годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок) заказчик должен разделить товары, работы и услуги на лоты по их однородному виду и месту поставки.
Однако статья 5 Закона предусматривает 2 дополнительных случая: взаимосвязанные работы, работы, предполагающие оказание ряда услуг, закупка услуг; закупка товаров, работ, услуг по перечню, утвержденному уполномоченным органом; При наличии не менее пяти мест доставки товаров, оказания услуг в лоте допускается указывать несколько мест доставки товаров, оказания услуг. Кроме того, удален пункт 4 статьи 37 Закона, предусматривающий снятие запрета на котировки в государственных закупках, требующих лицензии.
В рамках оптимизации в статью 51 Закона были внесены изменения в части закупок у общественных объединений инвалидов. Теперь, в случае признания закупки среди общественных объединений лиц с ограниченными возможностями несостоявшейся, покупатели имеют право совершать закупки на общих основаниях. С каждым годом объем средств, выделяемых на госзакупки, увеличивается. Так, объем государственных закупок в 2017 году составил 3,4 трлн тенге, в 2018 году - 3,6 трлн тенге, а в прошлом году - 4,4 трлн тенге.
Повышение конкурентоспособности государственных закупок Президент ранее заявлял, что 75% государственных закупок осуществляется без конкуренции, и необходимо закрыть этот источник дохода, который приносит пользу чиновникам и посредникам. В то же время принимаются конкретные меры по пресечению коррупции в сфере государственных закупок. В частности, в случае признания закупки недействительной покупатели обязаны ее перепродать.
Это позволило сократить закупки из одних рук. Кроме того, будут исключены 5 из 53 обоснований покупки из одного источника. В частности, запрещены закупки из одного источника:
- при приобретении права природопользования;
- при покупке ценных бумаг в уставном капитале юридических лиц;
- на денежно-кредитную деятельность, а также закупки для управления Национальным фондом Республики Казахстан и пенсионными активами;
- Закупка товаров, работ и услуг в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Республики Казахстан, а также в рамках инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями, членом которых является Республика Казахстан, осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
При закупке услуг по техническому и авторскому надзору за сохранностью объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) населения Республики Казахстан. В рамках закупок из единого источника пенитенциарная система Министерства внутренних дел Республики Казахстан запретила предприятиям Енбека привлекать субподрядчиков. Иными словами, в прошлом предприятия «Труда» привыкли отдавать всю рабочую нагрузку субподрядчикам, а не нанимать осужденных после получения прямого госзаказа. Это больше не разрешено.
Доля государственных закупок из одного источника снизилась с 72% в 2018 году до 49% в 2019 году. Планируется снизить этот показатель до 35% за счет уменьшения обоснованности закупок из одного источника. Эти меры улучшат конкурентную среду и положительно скажутся на сбережениях. Экономия на госзакупках в 2019 году составила рекордные 361 млрд тенге (в 2016 году - 173 млрд тенге, в 2017 году - 250 млрд тенге, в 2018 году - 311 млрд тенге). Кроме того, с 1 сентября 2019 года вступили в силу поправки о финансовой устойчивости участников государственных закупок. Отныне финансовая устойчивость потенциального поставщика будет определяться следующими характеристиками:
- уплата налогов;
- наличие оборотных средств и основных средств;
- наличие фонда оплаты труда.
Такая информация будет автоматически получена из информационных систем Комитета государственных доходов. Таким образом, в государственных закупках могут участвовать только компании с соответствующим оборотным капиталом, материальными и человеческими ресурсами.
В то же время такая мера увеличит налоговые поступления. В настоящее время существует множество «профессиональных истцов» и «троллей», которые обучены нарушению государственных закупок. Они стремятся получить незаконную прибыль, срывая покупки. Обычно такие «профессиональные заявители» обращаются за информацией о других участниках торгов, даже если они не собираются этого делать. Во избежание таких случаев рекомендуется:
- запретить потенциальным поставщикам, не гарантирующим участие в торгах, просматривать документы других участников торгов;
- отказ от рассмотрения жалоб потенциальных поставщиков, не участвовавших в предварительном обсуждении тендерной документации;
- не прекращать заключение договоров по жалобам третьих лиц, не участвовавших в государственных закупках.
комментариев