«Скрытые рисунки» Виктора Гюго: был ли автор «Les Mis» одним из величайших художников своего времени?

  • 11-03-2019
  • комментариев

Французский поэт и писатель Виктор Гюго, рисунок Р. Бойдена (1865 - 1939). Архив Халтона / Getty Images

Вы узнаете Виктора Гюго по его классическим романам «Отверженные» или «Горбун из Нотр-Дама» - и если не по оригинальным книгам, то по музыкальной адаптации первого и диснеевской версии 1996 года второго. Французский романтик XIX века был влиятельным писателем и подстрекателем политического сброда (его дела включали бесплатное образование для детей, свободу печати и отмену смертной казни). Но несмотря на то, что он сделал более 4000 рисунков при жизни, 3000 из которых существуют до сих пор, Хьюго никогда не был известен своим искусством. В то время как большая часть его работ была публичной, агитируя за его любимые дела, такие как отмена смертной казни и свобода прессы, иллюстрации Хьюго были гораздо более частным делом. В результате мы не часто думаем о нем таким образом.

В 1998 году в Центре рисования Нью-Йорка была проведена выставка работ Хьюго (книга для выставки все еще существует, но сейчас ее можно купить недешево). И до этого года это шоу десятилетней давности было единственным местом в США, где когда-либо демонстрировались его творческие способности. Но теперь в Музее Хаммера в Лос-Анджелесе 27 сентября открылась новая выставка «Камни в пятна: рисунки Виктора Гюго», в которой представлены 75 его картин.

Виктор Гюго, Ma destinée (Моя судьба), 1867. Бумага, коричневая тушь, тушь, белая гуашь. Maisons de Victor Hugo, Париж / Гернси / Роджер-Виолле

Гюго написал большую часть своих рисунков, находясь в изгнании из Франции. Хотя он был членом пэра и Национального собрания, он столкнулся с Наполеоном III и был вынужден бежать из страны в 1851 году. Он и его семья в конечном итоге жили на острове Гернси с 1855 по 1870 год. Это был не единственный период в течение этого периода. которые он рисовал, но это было его главным творческим выходом в то время, поскольку его сочинения были в основном посвящены политическим трактатам. Сложно взглянуть на рисунки этого периода его жизни и не представить, что изгнание оказало какое-то влияние на его стиль. В черновиках много резких контрастов между темным и светлым, а также неоднозначно тревожные образы (например, темная фигура, висящая на петле) и небрежно нарисованные линии.

Виктор Гюго, Souvenir d'un burg des Vosges (Сувенир замка в Вогезах), 1857. Бумага, коричневая тушь, тушь, белая гуашь. Метрополитен-музей

Виктор Гюго, Силуэт Эрмитажа (Силуэт Эрмитажа), ок. 1855. Трафарет вырезан из бумаги углем. Bibliothèque nationale de France, NAF 13355, fol. 1071 © Национальная библиотека Франции

Как романтик, Гюго писал о человеческих эмоциях, которые он любил обосновывать в соцреализме и проблемах своего времени (и в истории архитектуры, как в «Горбуне из Нотр-Дама»). Его рисунки, однако, резко отходят от многих условностей того периода, в некотором смысле предвещая экспрессионизм и абстрактное искусство. Он любил промывать бумагу - не только чернилами, но и любыми материалами, с которыми он мог экспериментировать, включая пыль, уголь и даже кофе. Результаты часто выглядят так, как будто они просачиваются в нечеткую дымку, и в случае успеха (то есть не выглядят так, как будто они на самом деле испачканы пылью или остатками утреннего пробуждения) приходят к зрителю как полузабытые мысли или сны. Они охватывают весь спектр сюжетов - от природы до пейзажей, от отдельных объектов до скопления людей, причем некоторые из них выглядят полностью абстрактными.

Виктор Гюго, Taches (Пятна), ок. 1875. Бумага, чёрная и серо-голубая тушь, тушь. Национальная библиотека Франции

В дополнение к выставке, Hammer проведет несколько специальных мероприятий, чтобы еще больше осветить жизнь, искусство и идеалы Хьюго. Кураторы «Камни в пятна» примут участие в публичной беседе. Активисты, выступающие против смертной казни, сестра Хелен Прежан и актер Тим Роббинс проведут свой собственный доклад о том, как современное движение против смертной казни соотносится с исторической борьбой Хьюго. Центр европейских и российских исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе представит мультимедийный перформанс «Потолок теней», включающий в себя всю полноту творчества Хьюго. А в музее будет показан фильм Франсуа Трюффо «История Адель Х» - историческая драма, основанная на вечной борьбе дочери Гюго Адель с психическим заболеванием.

Виктор Гюго, Ecce Lex (повешенный), 1854. Бумага, коричневая тушь, коричневый и черный цвет, графит, уголь и белая гуашь. Maisons de Victor Hugo, Париж / Гернси / Роджер-Виолле

Виктор Гюго, Le phare des Casquets (Маяк Каскета), 1866. Бумага, коричневая тушь и тушь, черный мелок, черный мел и белая гуашь. Maisons de Victor Hugo, Париж / Гернси / Роджер-Виолле

«Камни в пятна» демонстрируют, что Виктор Гюго был не только великим писателем, но и талантливым художником. В то время как Восточное побережье наслаждается масштабной ретроспективой другого французского мастера романтизма с «Делакруа», выставленным на обозрение в Метрополитене, Западное побережье может получить другой вкус искусства того времени, что, несмотря на огромную разницу в мировой известности, может показать, что рисунки Гюго не менее искусны, чем самые известные и любимые произведения искусства той эпохи. На самом деле, говорят, что Делакруа, отец французской живописи, влияние которого можно почувствовать во всем, от обложек альбомов Coldplay до Статуи Свободы, однажды написал Хьюго, сказав ему, что на основе рисунков, которые он видел, Хьюго «затмили художников своего века». Действительно высокая похвала.

«Камни в пятна: рисунки Виктора Гюго» будут представлены в Музее Хаммера с 27 сентября по 30 декабря.

комментариев

Добавить комментарий